Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:
- Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации);
- Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе
- Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой
Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации), однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе. В психолого-педагогических исследованиях выделяются основные формы развития ребёнка — стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка.
У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум. Дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения. У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.
В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию ребёнка.
Важную роль играет формирование таких черт личности, как уверенность в себе, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре, умение устанавливать социальные связи со взрослыми, умение общаться со сверстниками.
Одним из путей снижения адаптационного стресса при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, повышению качества жизни ребенка является создание группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста. В данных группах реализуется технология воспитания и обучения детей раннего возраста, направленная на повышение адаптационных возможностей ребенка путем формирования у него навыков общения со взрослыми и сверстниками, умения решать «проблемы» в игре.
Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей раннего возраста с учетом новых направлений в педагогической теории и практике.
В ГУ ЦПМСП “Дар» Забайкальского края на базе РЦ «Ступеньки» работают группы раннего развития. Данные группы были созданы с целью адаптации детей к детскому саду, социализации детей, консультирования родителей детей раннего возраста и раннего выявления детей с нарушениями в развитии.
Группы рассчитаны на детей от 1 года до 3 лет. В данный момент функционируют 4 группы: 2 группы — дети от 1 года до 2 лет и 2 группы – дети от 2лет до 3 лет. В одной группе по 6 человек. Занятия проходят совместно с родителями. Развивающие занятия являются комплексными и проводятся совместно с музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом по адаптивной физкультуре. Длительность занятия 40-45 минут. Группа с 1-2 лет посещают занятия 2,5 месяца 2 раза в неделю, группы с 2-3 лет посещают занятия 2 месяца также 2 раза в неделю. Также совместно с социально-психологическим отделом 2 раза в месяц проводятся родительские гостиные для родителей детей раннего возраста. Ждем Вас, Дорогие Родители и Детки к нам на занятия!